с 1.07 по 31.07 магазин СкрапМастер уходит в отпуск.
Поэтому приобретайте материалы сейчас, чтобы творить в наше отсутствие)
Все призы будут отправлены- в начале августа.
На все письма отправленные на нашу почту info@scrapmaster.ru, мы ответим в августе.

Для ПД - обращаться нашему соавтору Ольге Мозгуновой.

Расписание

Если Вы пропустили итоги по заданию, нажмите на ярлык "итоги" и найдите нужный пост

Итоги тематического задания "Мечты о море"

Итоги тематического задания "Мечты о море"

среда, 27 апреля 2016 г.

ScrapMaster про то «Кто устанавливает правила?»

Статья защищена авторскими правами Scrapbooking.pro )

Здравствуйте, скрап-читатели!
С Вами Аня (AHR) и сегодня 27 число, пора опубликовывать еще одну статью)

Это всего лишь мой опыт, мои наблюдения, мои идеи и выводы.
Если у вас, дорогие читатели, будут своих мысли по поводу статьи – с радостью их прочитаю) Но я вас ни в чем не убеждаю и не переубеждаю, если вы не согласны с моими мнением, не нужно негатива!
ScrapMaster про то «Кто устанавливает правила?»

 Идея написать эту статью возникла у меня из-за ошибок, которые встречались не только на моем пути, но и других мастериц. С опытом приходит осознание за что стоит браться, как нужно относиться к своей работе (а скрапбукинг в первую очередь для меня работа), стоит ли делать то, что не хочется, стоит ли отказывать заказчику.

Поговорим о работах по вдохновению и работах на заказ.

Работы по вдохновению.
Любимые, хорошие, берешь вас в руки и вспоминаешь, с каким настроением творил, что так сильно вдохновило (красивые фото, скрап-встреча, вебинар, погода улучшилась и солнышко радует своим теплом и т.д.).

Только не всегда наша радость одобряется со стороны. У некоторых покупателей возникает куча вопросов и недопонимания к готовой работе:
- А почему место для фото такое маленькое? Или это не для фото?
- Ну как можно на новогоднюю открытку писать «поздравляЮ». Нужно же «поздравлЕМ» от всех, а то получается я их поздравляю, а мои родные -нет.
- Четное количество цветов.
- Непонятная фраза на другом языке. «А как это переводится? Ну, нет она не поймет».
- Мини-альбом для чего он? Если и покупать альбом, то он должен быть функциональным и на долгое время.
- Слишком яркая работа.
- Винтаж, говорите, т.е. из старых материалов? Он развалится? И сколько прослужит?
- Красивая работа, но мужу не куплю. Вдруг обидится за оленя на работе, подумает, что это он олень.
- Ой, а что это? Ну, и зачем она нужна?

Затрону тему, а нужна ли на работе надпись?
Мое мнение: я люблю добавлять их на работу, но если и добавил «с днем рождения», значит покупателями она так и будет восприниматься. Без надписи хороший вариант, можно добавить в любой момент именную, свою, уникальную, все, что захочет покупатель. Только для некоторых людей работа без надписи, как продукт без штрихкода, не считывается, хотя всего лишь надо спросить возможно ли добавить надпись в готовую работу.

Вот в этой работе не было надписи, я добавила именную на лицевую сторону, и внутри был добавлен стих и подпись. Сам покупатель обратился с вопросом о возможности добавить надпись.


В итоге.
И если одни с интересом посмотрят, послушают о «чудо-штуке», увидят ваш замысел, прочувствуют идею, то другие изначально не поняв, что это и для чего пройдут мимо. Кого-то будет раздражать элемент, надпись и он попросит заменить «перламутровые пуговицы» на что-то еще.

Поговорим о челлендж блоге. Работы в дизайн-команду.
Иногда дизайнеры проблематично встречают некоторые задания: этого они не делали, этого в работе не использовали.

Совет для всех: абстрагируйтесь от негативных мыслей, посмотрите на это с другой стороны, как возможность чему-то научиться, выйти из зоны собственного комфорта. Трактуйте задание, исходя из своих возможностей, стиля, идей, не искажая его смысл.

Раньше меня сильно отталкивало, что приходилось делать то, что я не делала или задание казалось не слишком вдохновляющим. Теперь, сталкиваясь с этой проблемой, я всегда задумываюсь, а что я могу такого сотворить, что могу внести, как вдохновить.  И при этом не убегать каждый раз в сторону, я не хочу, не буду, я боюсь. Побороть себя, свои комплексы, сомнения. Развиваться! Это будет нелегко, поначалу очень сложно, но если поставить себе эту задачу, в дальнейшем будет легче и вскоре войдет в привычку)

Обратимся к работам на заказ. 
Хотелось бы рассказать, какие заказчики бывают, ведь к каждому свой подход.

Типы заказчиков:
1. Полностью доверяют вам работу.
Главное, чтобы тема была «такая», обязательная надпись, обязательно «цветочек» и определенный цвет. Все остальное - на ваше усмотрение. Полагаю, многие обожают такие заказы и готовы расцеловать заказчика. За ходом процесса не следят, шаблон не просят показать, не ждут фотоотчета о проделанной работе.
В 99.9% заказчик рад от готовой работы.

2. Я знаю, как лучше.
Такие заказчики не просто видят свою работу, а создается такое впечатление, что мысленно они держат ее в руках. Поэтому они знают, что должно находится, какой материал, какой цвет и композиция. Возникает вопрос: «А почему бы вам самим и не сделать?» Мастер лучше знает, что из своего материала может сделать и как красиво обыграть задуманную заказчиком идею. Возможно, он пришлет вам шаблон, нарисованный от руки или в фотошопе.

Вторым подпунктом такого типа заказчика: его идея ужасна, неправильное цветовое сочетание, композиция вкривь и вкось. Ваш улучшенный вариант он не одобряет, на компромисс не идет. Что делать? Ваш уровень мастерства уже вырос от таких «новичковых» экспериментов и материал есть лучше.
С одной стороны, вроде бы можно заработать денег. Для тех людей, которых рукоделие является источником дохода, каждый заказ важен. С другой стороны, делать то, что интуитивно вы не можете, убивает весь пыл к работе. Если мастер и берется за такой заказ, то только, чтобы получить за работу деньги. Обычно такие работы не выставляются в ваших альбомах: стеснение, боязнь, что другие заказчики увидят и подумают, что ваш уровень мастерства невелик.

Индивидуальный подход еще не означает, что работа будет ясна даже скрап-коллегам. Иногда такие работы не стоит показывать, но если и показали, расскажите историю данного проекта, распишите, какие техники используете, чтобы работа не казалась брошенной на произвол. Творческий замысел даже и творческим людям не всегда ясно читается. Также можно рассказать, что именно из слов заказчика вы воплотили и как.
Работа для детского сада. Было решено делать ярко, сказочно и многодетально! Думаю, найдутся мастера, которым моя работа покажется уж чересчур детской)

3. Вы можете повторить «это» (фото, ссылка).
Мое мнение: повторить идею, но только исходя из собственных материалов и возможностей.
Если это лифтинг, то указать мастера (не забываем скрап-этикет). 
Не стоит обижаться на заказчицу, если она в пример ставит другого мастера, скорее всего, ей нужно было направить вас, и она решила, что лучше показать идею конкретным фото)

4. А сколько у вас выйдет данная работа? (в сравнении с каким-то мастером).
Если мастер знаком и вы знаете, сколько у него обойдется данный предмет, будете снижать стоимость, чтобы не потерять клиента?
Мое мнение: никогда, если действительно такова цена. А вот если цена примера мягко говоря завышена (открытка 10*15см:  бумага в основе, цветочек, картинка и за это 250руб? и цветок не Prima, бумаги меньше 1/4листа 30*30 она тоже приехала не издалека). Я отвечаю, что могу даже добавить деталей на такую сумму. При этом себестоимость работы всегда умножаю на 2.5, 3 раза.

Помните выше пункт «А почему бы и самой не сделать?». Как раз многих пугает, что нужно закупиться материалом, быть может, и не в одном месте, самим сидеть и кучки материалов (а ведь много чего продается упаковками, значит, еще и останется) создавать красоту. Надо еще осознать, сколько чего купить, чтобы сумма себестоимости тоже не превышала лимит. Кому-то нужна работа на один случай и заморачиваться смысла нет. Поэтому они и заказывают) Как выразилась одна заказчица: «Я думала все так просто, как в детстве штампик в краску, плюнул и готово. А тут акриловый блог, специальные разные по качеству чернила....».

Конечно, кто-то из вас именно так начинал свою скраповую историю. Захотелось сделать свадебные приглашения, альбом про первый год жизни ребенка и т.д. И если одни продолжают, то другие и вовсе не начинают. А если вдруг начнут, наиграются и продают материал.

5. Вы сделали работу, исходя из слов заказчика, а ему не нравится, он просит заменить ткань, бумагу. Только вот работа склеена. Мастеру уходить в минус?
Если изначально заказчик «хочет того, чего сам не хочет» я предлагаю шаблон (эскиз). С оговоркой, что материал не приклеен и ему нужно лишь одобрить материал, цвет.
Если большой, дорогой проект или изменение в готовой работе - брать предоплату. Причем оговорить, что если по какой-то причине заказчик отменяет заказ (к сожалению, некоторые попадали в такую ситуацию), мастер оставляет предоплату себе. В первую очередь, мастер задумывается о материале, хватит ли его, поэтому эти деньги идут на него. Если заказчик действительно принял окончательно решение, вопросов возникнуть не должно. Предоплата - залог доверия с двух сторон и мастер спокойно творит и заказчик знает, что все в процессе.

Я также беру предоплату, если заказчик обращается в первый раз и просит, например, дополнить работу именной надписью. Даже если работа не слишком дорогая. Приклеенные элементы не всегда можно будет чем-то закрыть впоследствии, а портить работу из-за недобросовестного покупателя - нет никакого желания.

Например, оформляя свадебный набор, условием выполнения заказа была предоплата. На нее я приобрела кардсток, лент, чернил нужного оттенка и пр.

Один раз я обожглась вначале скрапового пути. Обратились по поводу маленьких новогодних открыток, большое количество, маленький срок. Необходимо было одобрить шаблон со стороны заказчика. Я приобрела нож для вырубки, хотя могла приобрести подешевле, закупив его, но времени не было его ожидать. Еще купила кардсток, стала вырубать элементы. Мы оговаривали-оговаривали все, и человек пропадает на неделю, а время то идет! Позже написал, что они согласны - делайте. Я отказалась, времени оставалось пару недель, и мы говорим о более сотни мини-открытках.
Мой МЧ высказал мысль о том, что наверняка они переговаривали с кем-то еще, а как те люди им отказали, вернулись ко мне. Можно было и посидеть, не спать и сделать заказ, но цена усилий чересчур для меня велика!

6. Заказчик, который увлекается каким-то рукоделием или подруга \ знакомая, которая этим увлекается.
Мое мнение: нужно с осторожностью подходить к обсуждению.
У меня была заказчица, которая хотела лично обсудить заказ на папку для писем. На встречу она пригласила свою подругу. Обсуждение длилось около часа и если вначале были интересные идеи, то после пошли идеи, которые мастерице без специального оборудования (которое используется в типографиях и пр.) не воплотить жизнь. Подруга ушла, я немного озадачилась, а заказчица сказала следующее: «Столько наговорила, я и сама мысль потеряла. Я вам доверяю, делайте, как изначально предлагали». Подруга не осознавала возможности мастера и скрапбукинга в целом. В итоге получилась прекрасная папка, высоко оцененная заказчицей (не стоит забывать, что не другие решают, красиво ли, главная оценка того, кто заказал)
А это фото заказчицы, в применении.

7. Хочу красоту, но за маленькие деньги.
Мое мнение: предложить то, что подходит под сумму. Если заказчице работа кажется простой, а ей хочется посложнее – отказ или оговорить, что ее идея выйдет дороже.

8. Мне «это», но только красиво.
Т.е. обращаясь к мастеру, вы видели отвратительные его работы, но все равно хотите у него заказать?)))
Мое мнение: не встревать конфликт, не спрашивать, а что вам не понравилось, сказать «естественно» и работать. Если человек первый раз заказывает у мастера, скорее всего, это выражение волнения.

9. Маленький срок для работы.
Мое мнение: если время позволяет и есть возможность посидеть пару дней и закончить большой, маленький проект - беру заказ. С оговоркой, что стоимость работы будет увеличена в % (какой процент, решаете вы). Не только время влияет на данный процент надбавки. Иногда есть несколько проектов, мастеру приходится отодвигать на второй план первого заказчика.

Так, кто же устанавливает правила?
Делая работы на заказ, по вдохновению, на выставки, по заданию в дизайн-команды, блоги я утверждаю – только мастер устанавливает правила. Детали корректируются с учетом пожеланий заказчика, заданий и пр.

1. Мастер работает в определенном стиле или активно творит определенные вещи.
Вдруг вас просят сделать что-то подобное, а это не ваш профиль, даже материала нет подходящего. Мое мнение: отказ.
Если мастер активно продвигает альбомы в стиле шебби-шик, делать панно в стиле гранж, ему несвойственный, глупо. Здесь оговорюсь, это не значит, что мастер узко мыслит, не профессионал, как раз он выработал профессионализм благодаря своим работам, а многочисленные готовые работы, отзывы покупателей, лишь говорят, что выбранное направление – удачное! И если у такого мастера и заказать нежный альбом – значит, не прогадаешь!

2. Иногда ко мне обращаются с вопросом: могу ли я сделать вот «это».
Если я могу повторить, идею, исходя из своих материалов, я всегда это оговариваю. Т.е. показываю свой вариант, то, что могу сделать именно сейчас. Заказчика не устраивает – отказываю в определенных моментах.
Если я могу повторить, идею, но материал нужно докупать (можно найти в своем городе и это материал не безумно дорогой, я могу использовать в конкретной работе и если останется для других), докупаю, а при большом заказе – прошу внести предоплату. Постоянных клиентов – не касается, он обращается к вам в 3 раз, вряд ли, решат кинуть.

Некоторые мастера изначально показывают эскизы работ (например, свадебные работы), которые они готовы начать делать хоть сейчас из того, что есть. Ждать материал из другого города, страны – принципиально отказываются, ибо некоторые посылки могут идти неоправданно долго.

Например, меня спросили, могу ли я сделать приглашения на детский праздник вроде что-то этого (на фото была зарубежная работа, с вырубкой ножа, который в России не всегда встретишь). Заказчик хотел лишь этот вариант. Можно было бы углубиться в поиски этого ножа, но зная скрап-рынок, примерно представляя стоимость, а также оценивая дальнейшее использование этого ножа, я поняла, что мне это совершенно невыгодно. Был поставлен определенный срок и вариант с доставкой по почте сразу вычеркивался (можно было найти человека с плоттером, но пока мы договорились бы об эскизе, на какой бумаге делать вырубку, прошло бы много времени + цена вопроса?).

3. Сделайте мне альбом, открытку, конверт.
Если заказчик сам плохо представляет, каким должна быть работа, помогут:
а) Конкретные вопросы:
- Кому предназначена? Девушке? Юноше? (а чем они увлекаются, любят? Можно поместить конкретный предмет: футбол – мяч, футболиста, ворота и пр.; кошки – картинку кошки, штампик лапок и пр.)
Необходимо было использовать кружево, дерево.

Использование футбольной тематики во всей чековой книжке:

Кем работает? (машинист метро: вагон метро, карту метро, значок метро)
- Какое событие? Свадьба – где будет проводиться? (За городом? На берегу реки?) В каком цвете?  В какой тематике? (Море? Ковбои и индейцы?).
- Нужна ли надпись, дата, пожелания, именная надпись.
- Конкретный цвет, конкретные детали.

б) Примеры других мастеров. Покажите свои работы в данной тематике или укажите на работы, где есть какие-то элементы, которые интересны заказчику. «Можно использовать вот эту вырубку, но в другом цвете» и пр.
 А также предложите, чтобы заказчик сам поискал примеры работ. Даже если их будет несколько: вот в этой работе мне нравится эти детали, в другой – цвет и пр. Это поможет ему лучше представить, какие материалы и техники есть, как они смотрятся.

в) Эскиз, шаблон.
Если он действительно необходим, я сомневаюсь, что правильно поняла идею заказчика или он сам просит показать, а как же это будет? Показываю, но ничего не приклеиваю.
Важно сделать 2 эскиза, каким видит его заказчик, и каким мастер
Вариант со слов заказчицы:
Мой вариант, который и был сделан (подчеркнута связь с РЖД):

В 100% выбирают мой вариант(ттт). В сравнении лучше видно, как слова заказчика о теме, цвете, материале реализуются, как неудачно смотрится то, что хочет видеть заказчик и как это удачно можно обыграть.

г) Цена вопроса.
Некоторые заказчики хотят такого невероятного, многодетального продукта за сущие копейки. Нужно изначально обговорить цену, в каких рамках нужно оставаться. Если цена неоправданно занижена за то, что он хочет получить - отказ ( из статьи в статью говорю- уважайте себя, свой труд). Опять же именно мы решаем будет ли это один цветок  примы или несколько «китайских».


Подведем итоги.
1. Как ни крути все зависит от нас, от наших возможностей и усилий. Именно мы устанавливаем правила, заказчик или работа в дизайн-команду лишь направляет, указывает детали.

2. Если вам действительно невыносимо «плясать» под дудку дизайн-команды, заказчиков, вы хотите, чтобы готовые работы покупались, доведите свой уровень стиля до узнаваемости, делайте то, что чаще приобретают. Работайте над собой, своим творчеством!

3. А те, кто хочет попасть в дизайн-команду или делать постоянно работы на заказ - не забывайте мыслить позитивно, рассматривать не как проблему новую работу, а как возможность реализовать себя с иной стороны. Дизайн-команда больше всего стимулирует относиться проще и творить для того, чтобы творить. Иногда приходится поднапрячься, чтобы отыскать решение. На мой взгляд, это развивает мастера и способствует дальнейшему росту.

4. Ощутите эту тонкую грань: между тем доверяет ли заказчик вам полностью, либо необходимо еще обговаривать элементы, эскиз.

5. Не встревайте в конфликт, не цепляйтесь за слова. Иногда заказчицы даже не понимают, что в данный момент обидели мастера, неудачно пошутили. 
Терпеливо спросите, а что не так (если это эскиз). Только если в 3, 4, 5 раз опять неодобрение - скажите, что ничего не можете предложить. Обычно 1, 2 раз - выигрышный, а после вы уже пытаетесь «высосать из пальца» идею.

6. Ищите компромисс между тем, что говорит заказчик и что вы можете предложить.

7. Не принижайте свое достоинство. Не бойтесь потерять клиента, если вы никак  не можете прийти к компромиссу. Если срок работы ничтожен, а работы много и она тяжелая. Если клиент хочет неоправданно сбить цену. 


 Вот и подошла к концу очередная статья) 
Надеюсь, оказалось полезной)

Легких вам работ, заказчиц и огромного вдохновения! 
П.С. Все работы (кроме винтажного коллажа и открытки с сердцем) были выполнены на заказ. Надеюсь, это тоже послужит стимулом для развития. Вы все можете)

Творите и вдохновляйте других)

12 комментариев:

  1. Аня, спасибо за статью!
    Было очень интересно!!!
    Я часто делаю работы на заказ, увы,тоже были казусы((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо))
      Надеюсь, все наладилось!

      Удалить
  2. замечательная статья! спасибо большое

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью и такой подробное обсуждение таких важных моментов :)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за статью! Очень полезно и интересно было почитать!)

    ОтветитьУдалить
  5. Прекрасная статья! Огромное спасибо. Ваши воодушевляющие слова, я уверена, многим помогут стать решительнее и смелее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, я очень на это надеюсь) Спасибо!)

      Удалить
  6. Спасибо огромное за статью. В очередной раз убедилась в правильности своих мыслей)))

    ОтветитьУдалить
  7. Аня, отличная статья - спасибо! Я уже за несколько лет работы с заказчиками тоже уже выработала тактику поведения;-) Бывает, чувствую, что может пойти что-то не так в процессе и немного завышаю цену. В этом случае, если заказ будет оплачен, то я получу сторицей за свои усилия по устранению заморочек, на крайний вариант, клиент просто отказывается (тут уж, как говорится, я просто принимаю, что значит это было не моё;-)))).
    Желаю всем покладистых и щедрых клиентов!)

    ОтветитьУдалить

♥Ваш комментарий важен для нас! Спасибо, что ВЫ с нами :)♥